Играя, дети подготавливаются к будущей жизни, отрабатывают модели поведения. И то, в какие игры и как играют наши дети — во многом определяет, чем и как они будут заниматься во взрослой жизни. Поэтому влияние игрушек на развитие ребенка настолько велико, что его трудно переоценить. Помните времена пупсов и ванночек, корабликов и плюшевых мишек? Их укладывали спать, водили гулять. Кого нынешние дети «воспитывают»? Кто их сегодняшние пушистые и пластиковые друзья?
К нам на работу недавно заглянула Алена, наша бывшая сотрудница, и с горечью поведала, как они с мужем ходили выбирать подарок 6-летней дочурке. Их целью была кукла. По словам молодой женщины, она испытала шок! Ну, с Барби, которая открыто и давно «призывает» наших девочек к анорексии все понятно, она как бы прижилась, а вот ряды кукол, неведомых нашим бабушкам, заметно пополнели.
Вам знакомы тонкорукие, тонконогие полудевочки — полулошади из современных мультиков? Но это еще куда ни шло, они все-таки (несмотря на рога, большие уши, цвет и т.д.) относительно симпатичные. По соседству с полкой «лошадок» освоились Монстры Хай. Это герои популярных ныне мультфильмов. На взгляд Алены — это «полутрупы — полувампиры со шрамами, клыками, отваливающимися конечностями, в крови и непонятного цвета». Мальчика-монстра она иначе, чем «чуваком» назвать не может. У него сине-зеленый цвет лица, на котором отчетливо просматриваются синяки и шрамы. Спят монстры в гробах, которых на полках много (на ваш вкус)!
Даже гитары у монстров в форме гроба, а набор для пикника вводит в ступор: на мангале «весело» жарятся человечки. А вывод какой: наши дети, беря на себя роль кукол, будут жарить людей?! Возникает законный российский вопрос, даже два: «Кто виноват и что делать?» А может, делать-то ничего не надо? Чтобы ответить на эти вопросы, я поговорила с детьми (в основном, с девочками), с родителями, послушала комментарий двух психологов, и, наконец, посмотрела мультфильм про монстров хай, а в заключение посетила большой супермаркет игрушек и поговорила с продавцами.
Предлагаю ознакомиться. Дети дошкольного и младшего школьного возраста:
— Мне монстры нравятся, потому что они необычные, всяких фей я уже навидалась… (Настя, 7 лет)
— Нравятся монстры хай, хочу такой же грим, как у них. (Юля, 6 лет)
— Монстры лучше Барби, они яркие. (Софья, 8 лет).
— Куклы монстры добрые, они не убивают (Олеся, 6 лет).
Старшеклассникам монстры не нравятся: возможно, они выросли, играя Лунтиком. Таким образом, в детскую моду вошел новый персонаж, который детям (в основном) нравится. Есть родители, которые стараются оградить ребенка от столь популярного новшества, но наши дети социализированы, они посещают не только детский сад, но и клубы, секции, а потому даже шапочное знакомство с монстрами (а это, может, и хуже) неизбежно.
Психологи тоже расходятся во мнении. Психолог А. Н. Гильмуллина считает, что в нашей жизни достаточно негатива, чтобы его еще и тащить в игровую комнату. Игрушка должна нести положительные эмоции, добрый пример поведения, а загробный мир… С ним все же нужно быть поосторожнее. Психолог Морозова Т.В. считает, что если есть история (мультфильм), то и кукла имеет право быть, и она может ребенку быть интересна.
Мультфильм про монстров «учит жить: как ссориться, как мириться, как дружить — это детские ценности человека, входящего в мир. Персонажи мультика преодолевают сложности социализации, они получают пример выживания в мире, в детском коллективе, в школе. То, что куклы укладываются спать в гробы — в этом нет ассоциации с загробным миром. У нас уже давно существует и Кощей Бессмертный, и Баба Яга, и Леший. Мы же не запрещаем медведя, который разрушает теремок. Если ребенок видит зло, то формируется и противовес этому злу.
С профессионалами не поспоришь, тем более мнения их расходятся. А вот поступок «умной мамы». Когда в детский сад начали приносить Монстров Хай, Екатерина забеспокоилась, но от жизни не уйдешь, а потому она куклу-монстра купила. Выбирали вместе с дочкой «посимпатичнее», и, тем не менее, когда принесли домой, выставили всех кукол и сравнили: кто добрее, кто симпатичнее, кто здоровее выглядит и будут ли дружить с монстром другие игрушки. Мама мягко направляла мысли дочки, и вскоре (хоть никто не запрещал) Лиза отказалась играть монстром. «Страшная» кукла стала неинтересной девочке.
Побывала я в одном из городских гипермаркетов игрушек «Бегемот». Прежде чем поговорить с кем-то из персонала, долго бродила по «улицам игрушечного царства». Скажу, что как в любом «царстве» здесь есть все: и хорошее, и настораживающее. Ряды мягких игрушек, людей-пауков, удивительно красивых кукол, игр, интерьеров и посуды для Барби и лошадок… Меня интересовало, что в основном покупают родители к Новому году. На этот вопрос мне ответила старший кассир Елена Родионова. Оказывается, к Новому году игрушки покупать начали еще в середине ноября. У магазина специальная система бонусов, которые присылаются на клубные карты, и чем раньше мама с папой побеспокоятся, тем дешевле обойдется подарок чаду. Чаще всего, по словам Елены, покупают к празднику конструкторы LEGO (и для мальчиков, и для девочек).
Популярны интерактивные игрушки «Фарби», они сейчас очень модны: что-то типа усовершенствованного тамагочи. Пользуются спросом мультгерои: Маша и Медведь, Смешарики, многофункциональные пупсы, развивающие игры. В магазине все игрушки сертифицированы, даже Китай весь фабричный — в этом плане беспокойства нет. Цены на любой кошелек, как оптовые, так и розничные. Здесь же закупаются городские сети «Метида», «Семь+Я». С товаром все в лучшем виде, а насчет «монстров» — так это ж герои мультфильмов, которые на экран выпускают далеко не магазины игрушек! Родители решают сами, что выбрать ребенку. Другой вопрос, что некоторые родители покупают игрушки, не задумываясь, а следует сначала задать себе вопрос: «Чему она научит моего ребенка? Какие стремления и убеждения возникнут у моего сына или дочки в результате общения с этой игрушкой?
В последние годы, благодаря росту и распространению развивающих методик, на прилавках все больше игрушек, содействующие развитию ребенка, и это очень радует. Но по-прежнему большей частью игрушек остаются: игрушечные автоматики, пистолетики, мечи, кинжалы, танки. Учат ли они защищать или убивать — зависит от нас, от нашего общества, от нашего выбора. Трансформеры, Бэтмены, Спайдермены, Икс-мены… Персонажи, на первый взгляд, положительные, борющиеся за доброе дело. Однако мы знаем, что дети хотят быть похожими на своих героев. То есть хотят стать такими же мутантами, или еще круче! Хотите ли вы, учитывая современное развитие генной инженерии, чтобы ваш ребенок порадовал вас такими способностями? А видели ли вы, чтобы Бэтмен что-нибудь построил? Чтобы сотворить добро, он столько всего наломает! Не говоря о том, что когда этот Бэтмен поломается — его на свалку.
Долговечность игрушки. Одноразовые игрушки страшны. Помните, когда кукла или мишка предавались от деда к внуку? Его штопали, и не выбрасывали на свалку. Сейчас алгоритм «Взял — Наигрался — Выбросил» нормален. Этот алгоритм чрезвычайно легко переносится на людей! Коли с другом, подругой не ладится, значит, поломался друг — на свалку! Дай нового, этот уже не годится! Не опасна ли такая модель поведения? Чтобы принести пользу становлению характера ребенка, игрушка должна служить долго. Очень хорошо, если игрушка старшего ребенка переходит к младшему.
Идеология игрушки. Покупая игрушку, спросите себя: чему эта игрушка научит моего ребенка? Какие модели поведения у него появятся от обращения с ней? Станет ли мой ребенок счастливее, эффективнее, успешнее? Или, ничему не научившись, просто потратит время? Цените ли вы время своего ребенка, отпущенное ему матушкой-природой специально для обретения знаний и навыков, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни? Или пусть уже во взрослой жизни набивает взрослые шишки?
Качество игрушки. Это касается не только тех детей, которые тянут каждую вещь в рот. Даже более взрослый ребенок может получить вредные вещества, если из них сделаны игрушки, и через их контакт с кожей. Рекомендуется покупать игрушки из натуральных материалов: дерева, ткани, глины. Они несут в себе энергетику, информацию о природе, в то время как искусственные материалы абсолютно безжизненны. Избегайте ароматизированных игрушек. Не покупайте девочкам детскую косметику! Почти вся она содержит вредные примеси. Обходите стороной игрушки яркие, блестящие, неестественного цвета — именно в таких в больших количествах содержится кадмий, свинец, сурьма.
А главное в игрушке — когда мама и папа тоже играют в нее вместе с деткой. Играть надо учить. Не все девочки играют в куклы. И мамы даже гордятся этим. Помню, как дочь учила совсем маленькую внучку, как нужно играть. Они заворачивали, качали, кормили, гуляли с «Лялями», как только терпения хватало, и сейчас Лиза умеет играть. Она не требует игрушку необоснованно. Выбор ее обсуждается с родителями, и ни одна игрушка не остается без внимания. Не бойтесь монстров на полке магазина, бойтесь их в душе вашего любимца!
Татьяна Воронина, специально для ИА «Рассвет»