Каждый человек неповторим не только внешне (хотя и встречаются близнецы), подобного ему внутренне просто не существует. У каждого из нас есть талант, раскрыть и развить который святая обязанность любого человека и гражданина. Почему гражданина? Да потому что истинным дар может считаться, если он служит обществу, если от него человеку делается тепло и светло на душе.
Какой талант нам Бог дает при рождении, сразу не поймешь, хотя бывают и исключения, когда голос чудный сразу слышен, да рука, рисующая мир, сразу заметна. Так было и с Владимиром Башкировым: его стремление рисовать, а главное, «здорово рисовать», было замечено родителями в раннем детстве.
Детство. Творчество. Судьба.
Володю Башкирова родители отдали в художественную школу на улице Буянова. Такая школа в Куйбышеве была одна. Здесь способного мальчика обучали азам художественного искусства: основам композиции, рисованию с натуры и по воображению. В художественную школу, как и в музыкальную, ходят наряду с общеобразовательной, поэтому, детям, серьезно занимающимся искусством или спортом, некогда порой уроки учить, не говоря уже об общественной деятельности. Володя руководящих должностей ни в пионерии, ни в комсомоле за собой не припоминает, а вот живым, активным, общительным был всегда.
Юноша после школы поступает в Пензенское художественное училище. В жизни художника обязательно присутствует (хотя бы поначалу) вторая профессия. В Пензе Владимир поступил на театрально- декоративное отделение. Возможно, он стал бы театральным художником декоратором, если бы по семейным обстоятельствам не перевелся в Самарское художественное училище и закончил его как художник-педагог.
В Самаре до прихода в ДХШ молодой специалист проработал в девяти местах. В 1992 году он пришел в детскую художественную школу № 2, где по невероятному стечению обстоятельств, собрались те, с кем когда-то в Жигулевске поднимал художественную школу. В 2001 году Башкиров возглавил школу, которая на протяжении всех этих лет является площадкой для выставок, семинаров, мастер-классов, городских и областных олимпиад.
Долгое время художник вплотную занимался портретом. Постепенно его приоритеты поменялись. Последнее время он больше работает над пейзажами, пишет с натуры, выезжает на пленэры с группой художников. Это огромное удовольствие.
Легко ли написать хороший пейзаж? Казалось бы, вот она, природа перед тобой – пиши! Ан, нет! Владимир Башкиров считает, что этюд – это вспышка, мгновение, которое длится минуту, пять, двадцать пять, а пишется час, два, семь, а то и больше!
Обычную картину можно поправить, подчистить, переписать, в конце концов, а этюд — нет! Разве можно «переписать» озарение? Ты пришел на этюд, сконцентрировался, собрался — это твой звездный миг! Это как в олимпийских играх: не получилось — жди следующих игр, а эти уже отложи в копилку опыта.
Педагог. Человек. Гражданин.
На должности директора художественной школы №2 Владимир Башкиров состоит вот уже 12 лет. В школе посетителей не отпускает ощущение присутствия в музее искусств. Коллектив школы и ее воспитанники участвуют в огромном количестве конкурсов, как региональных, всероссийских, так и международных. Сейчас это проще: работы рассылаются по почте, по интернету. Много конкурсов объявляет Министерство культуры Российской Федерации, часто проводит конкурсы Украина. Не секрет, что успехи учеников непосредственно связаны с аттестацией учителя.
Педагог нарабатывает баллы «по конечному» результату. От победы детей в конкурсах зависит и статус школы. Самарская художественная школа №2 давно считается ресурсным центром. Это не просто слова – это огромный труд: и физический и нравственный. Художник не может не быть гражданином! Преподаватели вместе с воспитанниками занимаются в летних творческих школах.
В этом году был большой пленэр, проводимый с Союзом Художников, и из двадцати четырех участников двенадцать были учащиеся школы. Каков результат! В прошлом году городской Департамент культуры проводил пленер в спортивном лагере «Олимп», и здесь присутствовали тридцать воспитанников школы. Дети рисовали восьмую просеку, санаторий «Приволжского военного округа». Художественная школа всегда обеспечивает надежный уровень качества работ. У школы налажены широкие связи с подобными учреждениями в других городах: в Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске. Обмен выставками, обмен опытом. Вообще, по словам Владимира Башкирова, «жизнь довольно активно идет».
Мы ждем этого, а еще с нетерпение ждем новых работ, успехов в педагогической и общественной деятельности. Жизнь художника Владимира Башкирова напоминает «маршрут знаменитой «Жигулевской кругосветки». Так написано о нем во всемирной сети. Пусть же ему и его ученикам в паруса дуют только попутные ветры.
Татьяна Воронина