Проблемы домов ЭМО

Дома ЭМО Красноглинский районЗа годы, адвокатствуя, приходилось встречаться с разными людьми, у них разные судьбы, взгляды, интересы: кто-то футбол любит, а кто дачей увлечён, ремонтом, машиной, работой. И проблемы, соответственно, разнообразные. Однажды, не скрою, вопрос от одной посетительницы, застал меня врасплох. Более двадцати лет как практикую, но не сталкивался с таким рядом противоречивых вопросов.

С одной стороны, с её слов, в самарских домах на улице со странным названием «Дома ЭМО», что в Красноглинском районе Самары, прописано по 100−150 человек в каждом доме. Это — дома барачного типа, двухэтажные, деревянные, 1936−39 гг. постройки. Как оказалось, управляющие компании не охотно решают проблемы жильцов по ремонту их (ООО «Содружество Мой Дом»). Говорят, легче построить новые дома, чем ремонтировать те, что обветшали.

— Я когда-то, как и все, приватизировала квартиру в своем доме, другого жилья у меня нет. Примерно, половина квартир в нашем доме не приватизирована, часть из них попросту пустует. История с домами ЭМО длится испокон веку: начали отселять жителей из домов ЭМО примерно двадцать лет назад, и для этого выделялись денежные средства. Некоторые граждане получили квартиры, но это было давно. А потом финансирование закончилось. Сейчас никто не хочет даже браться за их ремонт, потому что дорого, а строить новые дома на этом месте можно только при отселении граждан. Мне кажется, проблема должна решаться властью в комплексе, и по индивидуальным соглашениям с гражданами об отселении (обмене), проживающими на законных основаниях. Сейчас в ветхих домах ЭМО нет центрального отопления, обрушаются перекрытия, перекосы несущих конструкций, пола и потолков прямо указывают на аварийность. Электропроводка в опасном состоянии. Разумеется, что дом к зиме не готов. А за недостоверные сведения о готовности к зимнему отопительному сезону, я слышала, для чиновников введена административная ответственность. С чего начать, прямо не знаем. Собрать комиссию для признания дома аварийным за счёт граждан невозможно, т.к. это удовольствие очень дорогое. Статью расходов в городском бюджете на признание домов аварийными в 2008 году отменили. А комиссия должна работать комплексная, из разных ведомств. Поэтому аварийные дома до сих пор числятся «ветхими».

Жительница домов ЭМО

Дома ЭМО, со второго по шестой, то есть пять из шести восьмиквартирников, вмещают фактически не более 150-ти человек жильцов в общей сложности, то есть в десять раз меньше, чем по паспортному учёту. И дома ветшают. И люди их бросают, уезжая. А ремонт их, по нормам нового ЖК, является проблемой поживающих в них собственников. Как быть, если реально проживающие станут ремонтировать за свои деньги дом для отсутствующих? Как быть с «мёртвыми душами», т. е. зарегистрированными, но фактически отсутствующими жильцами? Пока эти дома не признаны аварийными. Но какие из этих «жильцов» по закону не учитываются при отселении? А какие по праву имеют возможность претендовать на компенсации? И как быть с самими домами, неприглядно красующимися рядом с дорогой вблизи поворота на спортивную базу «Динамо»? Обращение самой гражданки в Управление по жилищным вопросам Департамента управления имуществом г. о.Самары ситуации для неё, со слов, не прояснило.

За неимением большего времени для выяснения деталей её сложной жизненной ситуации (проживала она в старом ветхом доме, без воды и центрального отопления, который ещё до времен тарховской администрации местные власти не рисковали признать аварийным, избегая лишних по их мнению расходов для бюджета нашего города) помню, пришлось мне ограничиться лишь общими фразами из законов. Посетительница отблагодарив, больше не приходила. Я как адвокат, понимал, что эти законы в принципе обязывают проблемы жителей домов ЭМО решать на местном городском, а не федеральном уровне.

Но как-то раз мне попалось на глаза давнишнее Постановление Самарской Губернской Думы о необходимости проведения капитального ремонта жилищного фонда и решения проблемы ветхого и аварийного жилья — депутатами категорически на федеральном уровне ставился вопрос о финансировании отселения граждан из аварийного фонда.

То есть проблемы ветхих домов ЭМО в Самаре являются предметом пристального внимания ещё с прошлого десятилетия.
Мне как адвокату из анализа этой проблемы стало совершенно ясно, что на земельном участке вдоль улицы домов ЭМО необходимо комплексное градостроительное планирование территории в целях массового строительства жилья. При этом рядом находится лесной массив, спортбаза «Динамо», где возможно в скором будущем разместятся многочисленные иностранные гости города на период Чемпионата мира-2018.

При том, что лесные угодья не позволяют развернуть для иностранцев и спортсменов, обеспечивающих и сопровождающих их лиц, а также и болельщиков строительство гостиниц непосредственно на площадях самого спортсооружения «Динамо», очевидным было бы такое гармоничное решение проблемы, когда площадка под улицей домов ЭМО, в целом, необходима и достаточна — для целей возведения гостиничного комплекса вблизи автотрассы, ведущей из аэропорта в город — удобнее места не придумаешь.

Посетовав на то, что жительница больше не обращалась, я вспомнил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2011 — 2015 годы» за прошлые годы в нашей стране подобные ветхие и аварийные жилые дома общей площадью 513,9 тыс. кв. метров ликвидированы, из них переселено более 35 185 семей.

В 2006 — 2010 годах в рамках реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах России. То есть обращение самарских депутатов сыграло свою роль и на правительственном уровне.

Комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья для отселения из домов ЭМО — всё же сложная, и не только юридическая, но и комплексная тема.

Обращения граждан в органы местного самоуправления, связанные с этим, во многом имеют значение.
При этом юристы (лучше, адвокат) зачастую необходимы, как правило, потому, что статья 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» содержит конкретные требования к письменному обращению от гражданина. Если эти требования не выполнять, то органы государственной власти и органы местного самоуправления не обязаны обеспечить каждому обратившемуся решение вопроса, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если обращение не оформлено по закону.

Однако полностью обобщить обращения граждан, проанализировать и понять ситуацию по существу могут, как правило, лишь специалисты мощных общественно-политических объединений.

По проблеме ветхого жилья, припоминается, Решением Думы городского округа Самара от 25 февраля 2011 г. N 66 «О персональном составе Межведомственной рабочей группы по контролю за переселением граждан из ветхого и аварийного жилого фонда городского округа Самара» создан такой специализированный орган для рассмотрения проблем. Однако, существа вопроса посетительницы, обратившейся ко мне, он в комплексе не решал.

Как адвокат, поясню, что в случае изъятия застроенного земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, принудительное отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан, допускается только в случае изъятия земельного участка для реальных государственных или муниципальных нужд, а при их отсутствии является недействительным. Таким образом, орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение об изъятии, обязан доказать, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, например, для комплексного градостроительного планирования территории в целях массового строительства жилья и обеспечения инфраструктуры мероприятий международного значения (чемпионата по футболу).

Невозможно без прекращения права собственности на недвижимое имущество в домах ЭМО решить проблему аварийного (ветхого) жилья красноглинцев, скажет внимательный читатель. К тому же, сколько реально проживает в домах ЭМО предположительно отселяемых людей, точно не известно. А вы знаете, в ответ скажет адвокат, что деятельность участкового полиции и органов миграционного учёта («паспортного стола») поднадзорна районному прокурору.

И кто как не орган государственного прокурорского надзора в состоянии и выявить проблему, и принять правовые меры к её разрешению. Одной комплексной прокурорской проверки (по моему мнению, о нарушениях: конституционных норм о жилье, доступном, качественном и безаварийном; законодательства о местном самоуправлении; о полиции; о незаконной миграции и по вопросу недостоверности регистрационного учёта по месту постоянного или временного проживания в домах ЭМО) достаточно для внесения акта прокурорского реагирования руководителям районного звена, в котором обращалось бы внимание на аварийное (ветхое) состояние домов, и недостоверный учёт прописавшихся жителей в них. Почему и когда этот вопрос выпал из поля зрения и стал бесконтрольным со стороны участкового и органа миграционного учёта, не нам судить. Но развитие городских территорий перед футбольным праздником — честная головная боль многих.

И мне кажется, моя посетительница именно потому к адвокату не вернулась, что непосредственно в районную прокуратуру пошла. Но знаю, как адвокат, что футбольной болельщицей она себя не считает. Может, свой город, как все мы, любит.

Следует отметить, что проверки исполнения законов проводятся не только на основании поступивших в органы прокуратуры обращений граждан, но по поводу сообщений в средствах массовой информации. При этом органы прокуратуры в своей надзорной деятельности не подменяют и не дублируют другие хозяйственные и властные органы.

Вместе с тем хотелось бы, чтобы информация из данной статьи о нарушениях закона необходимо была бы подвергнута тщательному правовому анализу со стороны уполномоченных лиц, что позволило бы: а) видеть реальное состояние дел с аварийным жильём в Красноглинском районе; б) определить наиболее неблагополучные в этом отношении дома; в) оценивать результативность мер, роль исполнительных и правоохранительных органов, а также самой прокуратуры; г) компетентно определить круг вопросов, по которым о результатах проведенной проверки можно бы и указать уполномоченным лицам на допущенные нарушения законодательства; д) избежать дублирования в работе, осуществлять более целенаправленно надзор за исполнением законов именно в жилищном законодательстве и смежных с ним отраслях.

Редакция по итогам прокурорской проверки (если таковая будет) надеется вскоре вернуться к этой острой теме ветхих домов.

Дмитрий Скворцов, член Палаты адвокатов Самарской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *