Как сохранить здоровье школьников

Вера Николаевна Данилова

Вера Николаевна Данилова

Когда мы начинаем готовиться к школе? Как это делаем? Учим буквы, складываем цифры, покупаем тетрадки, шьем форму… Пожалуй, меньше всего в это торжественное и волнительное время мы думаем о том, что неплохо бы посетить доктора и посоветоваться как наряду с приобретением большого ума не растерять здоровья и бодрости духа, а также не уменьшить желания приобретения новых знаний и умений. С вопросом, «как это сделать?», я и отправилась к врачу первой категории, педиатру Вере Николаевне Даниловой.

Бывают люди, которых Бог отметил особым талантом. Вот Вере Николаевне он дал дар понимать и помогать маленьким пациентам. А еще она без труда находит общий язык с их родителями, в чем я сразу и убедилась. Вопросы, которые я ей задавала, заинтересовали даже мамочек, чьим деткам еще, как минимум, пару лет до «страны знаний».

— Здоровыми ли наши дети приходят в школу, и какие заболевания чаще встречаются у школьников?

— По данным статистики лишь 10% детей, идущих в школу, можно назвать «здоровыми». 40% относятся к группе риска, и 50% уже имеют какую-либо патологию. Число абсолютно здоровых детей в течение учебного года снижается, и это тревожит. Среди заболеваний детей первого класса на первом месте стоит кариес, второе твердо занимают лор-патологии, а на третьем месте патологии опорно-двгательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз). К десятому классу заболевания опорно-двигательного аппарата выходят на первое место, на втором нарушения зрения и третье место занимают лор-заболевания. К 10 классу число детей с заболеваниями сердца увеличивается в два раза. Также наблюдаются болезни желудочно-кишечного тракта, зрения, слуха, и в 8 раз возрастает количество эндокринных заболеваний и ожирения.

— От чего же зависит здоровье ребенка?

— Здоровье ребенка зависит от большого количества причин: от окружающей среды, питания, от образа жизни, наследственности, инфекционного фона и медицинского обслуживания. Медицинское обслуживание, кстати, в этой линейке причин занимает последнее место. Очень многое в состоянии здоровья детей зависит от родителей: что они делают, как следят за здоровьем ребенка?

— А что должны делать родители новоявленных учеников?

— В первую очередь обратить внимание на соблюдение режима дня, который позволить ощутить чувство времени у ребенка. Желательно сделать его максимально похожим на школьный. Примерный режим дня младшего школьника может быть таков:
7:00 — подъем, зарядка, водные процедуры. Завтрак в 7:30 минут. После занятий в школе обязательно прогулка, подвижные игры на улице. После прогулки обед. Для учеников начальной школы желателен послеобеденный сон (1−1,5 часа). Полдник, подготовка домашнего задания, вечерняя прогулка ужин и сон в 21час. Продолжительность сна младшего школьника — 10 часов, старшего — не менее 8 часов.

— К каким специалистам должны обратиться родители перед началом учебного года?

— Конечно, к педиатру, который разработает индивидуальную программу диспансеризации и реабилитации ребенка по имеющимся уже у него заболеваниям. Затем к стоматологу. Посещение отоларинголога обязательно. Доктор обратит внимание на состояние носоглотки. У многих малышей имеются хронические тонзиллиты, аденоидные разрастания. Врач осуществит манипуляции по санированию хронических очагов инфекции. Обязательно надо показать школьника окулисту. Из-за информационного перенасыщения зрение ребенка может страдать ежедневно. Поэтому раз в полгода следует показывать ребенка офтальмологу.

Патология опорно-двигательного аппарата у детей встречается довольно часто. Это выявляют врачи ортопеды. Рекомендованные ими комплексы упражнений придется выполнять в домашних условиях, и без систематического подхода (в данном случае со стороны родителей) положение исправить невозможно. Если у ребенка слабая мускулатура корпуса, сутулость, необходимо в течение выполнения домашнего задания 4−6 раз проводить «выпрямление туловища», вытягивания напряженной спины, сидя за рабочим столом. Полезно часть уроков выполнять лежа на животе на полу, на ковре (чтение). Последнее время это особенно рекомендуется.

Для предотвращения возникновения плоскостопия следует выбирать правильную обувь. Обувь обязательно должна быть свободной, обеспечивающей движение пальцев. Твердые задники, эластичные нетвердые подошвы, не препятствующие сгибанию стопы при ходьбе — это необходимое условие.

Хочется предостеречь родителей от самостоятельного приобретения ортопедических стелек! Только врач ортопед решает этот вопрос и устанавливает время ношения стелек. Упражнения тоже рекомендует специалист. Важно следить за осанкой ребенка во время еды, во время игр, напоминать о необходимости правильно сидеть за столом. Мебель следует покупать соответственно росту ребенка.

— Ребенок пошел в школу. Это для него стресс?

— Да, это своего рода стресс. Желательно, чтобы мама взяла отпуск. Хотя бы две недели ей необходимо побыть с ребенком. В семье должна быть спокойная обстановка. Следует соблюдать режим. Ни в коем случае не нагружать с 1 сентября ученика кружками и секциями. Малыш должен сначала адаптироваться к школьной нагрузке. Большая психологическая работа нужна как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

— Витаминотерапия. Стоит ли ей заниматься?

— Стоит. Но если это часто болеющий ребенок, все должно быть в комплексе: витаминотерапия, имуннокоррегирующие препараты, прививки. Есть перечень необязательных прививок (например, от бактериального менингита и др.), которые часто болеющим детям делать следует. Питание должно быть сбалансированным, богатым природными витаминами. Питание 4−5 разовое, со вторым завтраком или ужином.

— А как быть с инфекционным фоном?

— В данном вопросе главное — соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий. Учителя тоже должны следить за этим. Руки моем обязательно. В кабинете должна стоять вода, в наличие быть одноразовые стаканчики. Если это невозможно, или родители сомневаются, пусть ребенок носит свой стаканчик. В этом нет ничего страшного. Не надо стесняться, когда речь идет о здоровье вашего ребенка.

— В наш прогрессивный век встречается, скажем, педикулез?

— Встречается. В данном случае ребенку надо объяснить все те же правила гигиены: не пользоваться чужими расческами, заколочками, резиночками. Если ребенок ходит в танцевальный кружок, внимательнее с головными уборами (кокошниками, повязочками). Если все же у дитяти в прическе «завелись посторонние» — не паникуйте, не стесняйтесь, понимающий доктор всегда с вами.

Итак, падают первые листья. Природа взрослеет, набирается сил перед трудной зимой. Пусть и наши дети, переступив порог школы, взрослеют, умнеют. И с нашей помощью остаются здоровыми и жизнерадостными.

Беседу вела Татьяна Воронина

2 комментария к записи «Как сохранить здоровье школьников»
  1. Школьники много времени проводят сидя за партой. Дома они перекочевывают на стул перед экран монитора. Сидячий образ жизни пагубно влияет на организм растущего человечка. Родители должны понимать, что они должны организовать досуг школьников, так, что-бы те побольше двигались. Лучше всего записать ребенка в спортивную секцию. В этой связи идеальным для детей я считаю — плавание. Если нет каких-то особых противопоказаний, то именно занятия плаванием идеально подходят детям.

  2. Надо прививки почаще делать, ну и хорошенько убираться в школе, дабы дети пылью и всяким мусором не дышали. Ну и конечно нужно хорошее качество еды в столовой, а то частенько она там бывает не лучшего качества, из-за чего дети могут отравиться или чего ещё хуже, но лучше об этом не говорить. Поэтому обязательно нужно заботиться директорам о здоровье школьников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *