Барьеры муниципального жилищного контроля

заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению20 марта 2014 г. состоялось заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ, посвященное вопросам государственного и муниципального контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

До недавнего времени полномочиями в сфере жилищного контроля обладали только органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Но Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ в Жилищный кодекс РФ и другие нормативные правовые акты внесены изменения, кардинальным образом меняющие структуру жилищного надзора и контроля в РФ.

Виктор Часовских— Как взаимодействуют органы, уполномоченные осуществлять надзор и контроль в сфере ЖКХ, какие существуют проблемы и что нужно дополнительно предпринять, чтобы эта деятельность была эффективна, носила плановый характер, а главным ее итогом стала бы — как и должно быть — реальная помощь населению, — обозначил направление дискуссии председатель комиссии Виктор Часовских, открывая заседание.

Основным исполнительным органом власти Самарской области, осуществляющим государственный жилищный надзор над различными субъектами по соблюдению жилищного законодательства, является Государственная жилищная инспекция Самарской области. Именно ГЖИ уполномочена проводить плановые и неплановые проверки с целью выявления нарушений в деятельности управляющих организаций. Одно из основных направлений работы инспекции — рассмотрение обращений граждан и юридических лиц.

Так, за 2013 год в ГЖИ Самарской области поступило 23 619 обращений. При проведении мероприятий по контролю сотрудниками инспекции обследовано более 121 млн. кв. метров общей площади жилищного фонда; в результате проведенных обследований выявлено 37 407 нарушений обязательных требований; возбуждено 6407 дел об административных правонарушениях; вынесено более 2988 постановлений с применением административного штрафа на общую сумму порядка 98 млн. рублей (за 2013 год по постановлениям инспекции, вступившим в законную силу, денежные средства взысканы в размере 38 млн. рублей).

— Все это говорит о том, что проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве немало, и граждане сталкиваются с этими проблемами ежедневно, — считает руководитель управления координации жилищного надзора и муниципального контроля государственной жилищной инспекции Самарской области Александр Хованов, комментируя озвученные цифры. — Большинство обращений поступает по вопросам неудовлетворительной работы управляющих компаний, ненадлежащего содержания общего имущества, начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также раскрытия информации о деятельности УК и ее прозрачности.


Нужно отметить, что до сих пор многие управляющие компании предпочитали не устранять выявленные нарушения, а либо оспаривать постановления Госжилинспекции в судебном порядке, либо просто уплачивать штраф. Однако, видимо, вскоре таким компаниям, если они хотят по-прежнему оставаться на рынке, придется пересмотреть свою «политику»: Правительством РФ принято важное решение о лицензировании деятельности УК. Уже с 1 сентября этого года ГЖИ планирует начать выдачу лицензий, а с 1 мая 2015 управлять многоквартирным домом без соответствующей лицензии будет окончательно запрещено.

Но на сегодняшний день Государственная жилищная инспекция не единственный контрольно-надзорный орган в сфере ЖКХ: в Самарской области активно создается система муниципального жилищного контроля. Соответствующие изменения внесены в федеральное законодательство еще в 2012 году (в частности, теперь Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения осуществление муниципального жилищного контроля, указанным полномочием дополнена ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Закон Самарской области от 9 ноября 2012 года № 111-ГД «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа регионального государственного жилищного надзора Самарской области с органами муниципального жилищного контроля» предусматривает создание в муниципальных образованиях органов муниципального жилищного контроля.

Полномочия органов муниципального жилищного контроля включают в себя проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также принятие мер по пресечению и устранению выявленных нарушений. При этом передача каких-либо государственных полномочий, реализуемых ГЖИ, на уровень муниципального жилищного контроля не предусматривается.

В случае выявления нарушений, муниципальные инспекторы, проводившие проверку, выдают предписания об устранении выявленных нарушений, осуществляют контроль за их исполнением, принимают меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения к ответственности, в том числе направляют в ГЖИ материалы проверки для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, к полномочиям муниципальных инспекторов относится обращение в установленных законом случаях в суд с заявлением в защиту общественных интересов.

В сентябре 2013 года Госжилинспекцией был проведен мониторинг исполнения муниципальными образованиями Самарской области положений этого Закона, по результатам которого инициировано обращение в Прокуратуру Самарской области, поскольку ряд органов местного самоуправления поселений, городских округов на тот момент не приступили к исполнению законодательства. В апреле планируется повторный мониторинг.

— В настоящее время численность должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль на территории Самарской области, составляет 149 единиц (штатная численность ГЖИ Самарской области — 129 единиц). Ряд администраций сельских поселений не стали делегировать соответствующие полномочия администрациям муниципальных районов. Однако мы считает, что делегирование указанных полномочий способствует повышению качества жилищного муниципального контроля, а также более эффективному расходованию бюджетных средств, — подчеркнул Александр Хованов.

За весь период работы Государственной жилищной инспекцией было перенаправлено в органы муниципального жилищного контроля 1442 обращения, на основании которых муниципальными инспекторами проводились проверки, было выявлено более 260 нарушений обязательных требований, в ходе рассмотрения соответствующих материалов проверок в ГЖИ возбуждено 139 дел об административных правонарушениях. Основная причина, по которой ГЖИ не дает дальнейший ход материалам, поступившим с мест, — нарушение процедуры проведения и оформления результатов проверки муниципальными инспекторами. Впрочем, как показывают озвученные в ходе заседания цифры, муниципалитеты все же учатся оформлять документы: отказов постепенно становится меньше.

Но, как отмечают сами «муниципальные контролеры», самая большая проблема муниципального контроля сегодня — отсутствие реальной ответственности за невыполнение предписаний, выданных органом муниципального жилищного контроля по результатам проверки: такая ответственность попросту не предусмотрена законом.

В итоге на подготовку и подписание распоряжения уходит не менее недели; в то время, как заявители ждут немедленного реагирования на их обращения. Аналогичная ситуация складывается и в Тольятти, где вдобавок до сих пор не полностью решена проблема материально-технического обеспечения соответствующего подразделения. В то же время пример малых городов, например, Новокуйбышевска, показывает, что данной организационно-процедурной проблемы можно избежать, стоит лишь принять грамотное управленческое решение.

По итогам заседания члены профильной комиссии Общественной палаты приняли решение обратиться к главам администраций городских округов и муниципальных районов области с рекомендацией устранить организационные и процедурные барьеры, препятствующие оперативной работе органов муниципального жилищного контроля. Государственной жилищной инспекции рекомендовано включить соответствующий вопрос в план мониторинга, намеченного на апрель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *