Украина: геноцид русскоязычных

Петр ПорошенкоСамарское информационное агентство «Рассвет» одним из первых в стране на своих страницах подняло острую и злободневную тему страданий мирных граждан в соседней республике Украине. Почти сразу вслед за этим на ряде эфирных вещаний известные теле- и радиоведущие, такие как Владимир Соловьёв и другие, продолжили обсуждение вопросов ответственности за преступления военщины против мирных граждан.

Однако после того как в братской могиле были обнаружены останки расстрелянных граждан со связанными руками, Следственный комитет России возбудил уголовное преследование за геноцид, а Интерпол отказался объявлять в розыск причастных к этому лиц.

В связи с этим высказывания в радиоэфире официального спикера следственного комитета генерала Владимира Маркина сводились к сетованию на узкую национальную компетенцию его ведомства: российский следственный комитет расследует преступления только на территории России. В соседних государствах иная подследственность, и российскими узко национальными мерами борьбы с вооружённой преступностью на Украине эту проблему не решить.

Настоящая статья, несомненно, носит не научный, а публицистический характер. Но даже если представители науки когда-либо заметят в ней информационно-научную долю, надеюсь, что этот малый вклад в развитие юридической науки также как и труд редакции и издательского коллектива «Рассвета» поможет юристам международникам и представителям следственного органа прийти к правильному пониманию современных путей создания международных органов борьбы с преступностью, в том числе и трибуналов. Как говориться, мал золотник, да дорог, мала иголочка, да шёлком шьёт. Небольшая статья в «Рассвете» может сделать много хорошего, жизнь показала.

Из истории видим, что текст Устава Международного военного Трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) официально даже опубликован не был. Тем не менее, трибунал действовал. Если мне не изменяет память, отдельные военные преступники в Японии были казнены.

Как видим из истории международного права, для создания международных органов правового регулирования нужно межгосударственное соглашение ряда стран. На это уходит, как правило, значительное время.

Россия как равноправная участница международных отношений вправе вести собственные расследования событий, происходящих на территориях иностранных держав, не вмешиваясь в дела независимых стран, не нарушая их суверенитет.

В ряде случаев такие комиссии по расследованию фактов создаются парламентами демократических развитых стран, иногда они могут быть правительственными. Не исключено, что орган по подготовке документов для международного сообщества (или трибунала) может быть даже смешанного международного состава, где компетенция членов и участников (экспертов и переводчиков, юристов и обществоведов, специалистов и иных лиц) может быть комплексная.

Главное, чтобы её участники представляли собой независимый и незаинтересованный, объективный и компетентный орган, как в целом, так и по частям.

Возможно, что итог работы только национальной (не международной) комиссии может лечь непосредственно в основу создания Международного трибунала.

Вполне допустимым в международном праве является и такой вариант, где комиссия состоит из представителей различных (двух-трёх заинтересованных) государств. Известно, что международные эксперты ООН работают в Украине. Правда, их статус и компетенция сильно отличаются от уставов бывших и ныне действующего международных трибуналов — у них иная задача.

Представляется, что нормами международного права вполне урегулирован вопрос создания международных комиссий для целей межгосударственного взаимодействия по поводу создания трибунала (наднационального судебного органа) для международных военных преступников. Гибель пассажиров иностранного воздушного судна, расстрел безоружных, «некомбатантов» (комбатант — в международном праве лицо, открыто носящее оружие и участвующее в боевых действиях враждующих стран, которое защищено традициями и обычаями гуманного ведения войны, и в случае пленения даже их нельзя пытать и казнить), разрушение гражданских объектов, жилья, больниц, школ, памятников. Что далее, не ясно. Погиб от осколочного ранения учитель географии. Погиб иностранный гражданин, врач, представитель «Красного креста». Этот список может быть продолжен с течением времени. И новые преступления опять могут иметь место.

Представляется что, если специальная Международная комиссия, созданная в России, не начнёт немедленно работать в направлении изыскания и закрепления доказательств преступлений против мира и человечества в Украине для осуждения международных военных преступников к той мере наказания, которая должна определяться Положением о её компетенции, принятым странами-участницами, то нужен такой международный орган, чтобы ситуация нашла несомненно правовое логическое завершение.

Скворцов Дмитрий Дмитриевич, ветеран военной службы, подполковник юстиции в запасе, адвокат,
специально для ИА «Рассвет»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *