Рывок к Персидскому заливу

zh.d-doroga-600x370З декабря 2014 года в Туркменистане состоялось открытие железной дороги Казахстан — Туркменистан — Иран. В торжественной обстановке глава государства Гурбангулы Бердымухамедов и приглашенные президенты стран-участниц железнодорожного проекта Нурсултан Назарбаев и Хасан Рухани на туркмено-иранской границе запустили в эксплуатацию стальную магистраль, которая станет важным компонентом будущего трансконтинентального коридора, обеспечивающего выход грузопотоков в страны Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки.

Стратегия развития транспортной инфраструктуры Туркменистана взяла курс на активное расширение мощностей в регионе еще в середине девяностых. Для реализации этой цели был разработан проект строительства железнодорожной линии, стыкующий туркменскую стальную магистраль с иранской сквозь пограничный кордон. В 1996 году было сооружено по относительно равнинной местности первое железнодорожное сообщение Теджен — Серахс -Мешхед, протяженностью чуть более 300 км, из которых 132 км пришелся на туркменский участок дороги. Причём впервые железнодорожное полотно полностью прокладывалось собственными силами строительных предприятий управления «Туркмендемирёллары» (Туркменские железные дороги), включая сооружение мостов и вокзалов. Отметим, от транзитного грузопотока этой линии в бюджет Туркменистана ежегодно поступает свыше $ 50 млн.

Географическое преимущество Туркменистана обуславливает стратегические возможности для развития железнодорожной системы, создавая хорошие предпосылки для привлечения транзитных перевозок и увеличения валютных поступлений в страну. С этой позиции Туркменистан имеет огромное значение в рамках реализации международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», соединяющего Северную Европу с Ближним Востоком через Российскую Федерацию и Казахстан, в котором РК изначально была активно задействована.

Для этого мультимодального маршрута, общей протяженностью 7200 км от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи, железнодорожное сообщение Казахстан — Туркменистан — Иран крайне важно с точки зрения экономии времени и денег для транзитных грузопотоков. Данный маршрут, в общем проекте «Север-Юг» облегчит грузоперевозку из государств Южной и Юго-Восточной Азии, с берегов Индийского океана в европейские страны через Иран, Туркменистан, Казахстан и Россию. Ашхабад учел рентабельность в формировании нового международного транспортного коридора с прямыми грузопассажирскими перевозками по сравнительно короткому и экономичному маршруту в двух направлениях, как в южном, так и в северном — через Казахстан в Россию и Белоруссию.

Оперативно скооперировавшись со стратегическими партнёрами Казахстаном и Ираном, Туркменистан в мае 2007 года подписал с РК Соглашение о строительстве железнодорожного сообщения «Казахстан — Туркменистан». В октябре того же года во время прохождения второго Каспийского саммита в Тегеране было подписано уже трёхстороннее межправительственное соглашение о сооружении мегатранспортной стальной магистрали с выходом на железнодорожную сеть Ирана: Жанозен-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган. В 2009 году Казахстан приступил к прокладке первых шпал и в ноябре 2011 года завершил работы на 146-километровом участке. Стоимость казахстанской железнодорожной ветви с сопутствующими коммуникациями составила на тот момент 65 млрд тенге или $ 430 млн. из общей стоимости данного железнодорожного проекта — $ 1,5 млрд.

Практически одновременно на туркменском участке приступили к встречной укладке рельсов в северном направлении: от туркменской станции Берекет до казахстанской границы. В соответствии с генпланом сдача объекта должна была произойти одновременно с окончанием работ на казахском участке. В сентябре 2012 года Ашхабад приступил к строительству своей линии самостоятельно за счет национального бюджета страны. Азиатский банк развития профинансировал 75% от общей стоимости работ в северном направлении, выделив $ 225 млн. на электроснабжение, сигнализацию управления движением и телекоммуникации.

Весной 2013 года работы на 466-километровом железнодорожном полотне были окончены. 12 мая состоялась торжественная церемония открытия железной дороги из Казахстана в Туркменистан, благодаря чему стало возможным прямое железнодорожное сообщение от туркменской станции Серхетяка до казахской — Болашак.

В июле нынешнего года завершились железнодорожные работы в южном направлении. От станции Берекет до иранской границы было проложено 256, 5 километров рельсов и построена соответствующая инфраструктура с системами автоматизации и сигнализации управления движением.

Для осуществления работ Министерству железнодорожного транспорта Туркменистана был предоставлен кредит Исламским банком развития в размере $ 371 млн. Остальные необходимые средства на сооружение 722,5 километровой стальной трассы по территории Туркменистана — самой длинной артерии из общей протяженности в 963 км — предоставили Саудовский фонд развития и Фонд развития Абу-Даби. Туркменские железнодорожные строители проложили на своем участке от казахстанской границы до иранской вторые пути на всех новых семнадцати станциях с разъездами, мостами и мостовыми переходами. На трех станциях построены комфортабельные вокзалы, здания пограничной и таможенной службы, а также жилые дома для работников.

Туркменские железные дороги

Экономика Туркменистана в значительной степени может усилиться и диверсифицироваться за счёт развития международных грузовых перевозок, т. е. от экспорта транспортных услуг. Поэтому эффективность транспортной и в большей степени железнодорожной системы входит в число национальных приоритетов. Туркменистан способен развивать международную торговлю через свои стальные пути, пользуясь стратегическими возможностями, предоставляемыми своим благоприятным географическим положением.

За годы независимого развития специалистами подразделений Министерства железнодорожного транспорта самостоятельно проведено около 1,5 тысячи километров новых стальных магистралей. В их числе упомянутая выше железная дорога от Теджена до иранского Мешхеда. В конце девяностых туркменские железнодорожники сдали в эксплуатацию 203-киллометрую магистраль Туркменабат-Атамурат. Силами железнодорожных строителей в 2006 году заработала железная дорога, длиною в 540 км Ашхабад-Каракумы-Дашогуз, стоимостью более $ 1 млрд. Штабелирование проходило в экстремальных условиях зноя и песчаных дюн, но все же стальная линия прошила насквозь Каракумы.

Запущенная в эксплуатацию новая железная дорога Жанозен-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган внесет хороший вклад в развитие интеграционных связей Туркменистана со странами не только региона, но и континента. К тому же этот маршрут заметно сократит МТК «Север-Юг», поскольку на 600 км короче действующей сегодня дороги Бейнау — Дашогуз — Туркменабат — Теджен — Серахс — Мешхед, а значит, ощутимо снизит стоимость транспортировки грузов.

И в заключении отметим, Туркменистан обладает солидным транзитно-транспортным потенциалом и способен создать в условиях ускорения интеграционных процессов положительный имидж транзитного государства с благоприятной обстановкой для развития грузоперевозок и повышения их качества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *