Агрессия Турции поставила под вопрос экономические проекты с Россией

Россия прекращает сотрудничество с Турцией (Турецкий поток)Совсем ещё свежие события, произошедшие недалеко от границы между Турцией и Сирией, послужили толчком к принятию Россией таких решений, последствия которых могут оказаться ощутимыми для обеих сторон конфликта. Ответные действия Москвы на агрессию со стороны Турции ставят под вопрос реализацию крупных совместных экономических проектов. Моментом «Ч» послужила ситуация, когда соседнее государство по не обоснованным до сих пор причинам предприняло шаг агрессии, сбив российский бомбардировщик СУ-24 без всяких на то предпосылок. Ретроспектива отношений между Москвой и Анкарой, строившиеся планы и рухнувшие надежды — об этом рассказано ниже.

Ситуация с российским СУ-24, сбитым Турцией

Поводом для обострения ситуации стала военная операция, проводимая Россией по приглашению президента Башара Асада, против боевиков террористической организации ДАИШ, или ИГИЛ, разместившейся на территории Сирии. Толчком, который перевёл отношения двух прежде дружественных стран в другую плоскость, стал инцидент, произошедший 24 ноября, когда туркам показалось, что российский бомбардировщик, выполнявший боевую задачу на территории соседнего государства, пересёк границу с Турцией. В результате самолёт был незамедлительно сбит в нарушение всяких международных договорённостей и, невзирая на тот факт, что Россия и Турция выступали союзниками в борьбе с ДАИШ.

На настоящий момент нет достоверных доказательств утверждению турецких ответственных лиц и вип-персон, что в действительности граница была нарушена, но обнаруженный 8 декабря 2015 г. черный ящик может окончательно расставить всё по местам.

Расцененный как «удар в спину» такой шаг турецкого правительства вызвал недоумение у россиян. Предложение президента Путина В. В. по урегулированию ситуации было вполне выполнимым, если бы на то пошла турецкая сторона. Суть заключалась в признании факта неправомерности таких действий, наказании виновников, принесении извинений пострадавшим и компенсации потерь членам семьи погибшего российского военнослужащего. Турция предпочла этого не делать, на что со стороны Москвы последовала незамедлительная реакция, которая выразилась в введении санкций против государства-агрессора.

Надо сказать, что предпринятый Россией шаг стал очень выверенным с той позиции, что российская экономика не должна сильно пострадать от введения ограничений, тогда как турецкое правительство должно было ощутить в полной мере силу возмездия.

Историческая ретроспектива

В анамнезе у двухсторонних отношений между Анкарой и Москвой многие лета, в течение которых государства зачастую выступали по разным сторонам барьера в военных конфликтах. Но уже в 1701 г. в Константинополе — столице сначала Восточно-Римской, а затем и Османской империи было открыто первой русское посольство. Если оставить в стороне целый ряд русско-турецких войн, в ходе которых Россия отвоёвывала себе право на проход через проливы и контроль над отдельными территориями, то ситуация в прочие времена была относительно стабильной.

С 1991 года начинается сближение государств, прежде всего, на экономической основе, а к XXI веку, как казалось, отношения окончательно перешли на новый уровень. К 2015 году турецкое государство стало для Москвы одним из главных торговых партнёров, занимая по товарообороту пятое место. Объём обмена товарами самого разного назначения достиг цифры в 44 миллиарда долларов США. Более того, Турция стала вторым в Европе государством по объёмам закупок российского газа.

Экономические проекты России и Турции

Экономические проекты России и ТурцииМежду Москвой и Анкарой был подписан ряд соглашений, которые облегчали ведение торговли и осуществление различных проектов. Так, например, на основе такого взаимовыгодного сотрудничества развивался строительный сектор экономики в обеих странах: россияне инвестировали средства на строительство в Турции, которая в свою очередь успешно возводила постройки на территории России, предлагая свои проекты, технологии и рабочую силу. Конечно, по объёмам эти цифры отличаются в разы, но тем не менее $400 млн, вкладываемых россиянами, были совсем нелишними для турок.

По внешнеторговому обороту позиции были весьма крепкими и в прошлом году достигли цифры $31–32 млрд: Россия продавала в основном газ, а также нефть и нефтепродукты, металл, пшеницу, Турция — сельхозпродукцию, текстильные изделия и товары машиностроительной отрасли, в том числе для гигантов отрасли в России — заводов Авто-ВАЗ и КамАЗ, в общей сложности на сумму около $6 млрд.

Турецкие курорты стали своеобразной «дачей» для российских туристов, которые ежегодно приносили стране доход около $2,7 млрд.

Были созданы межправительственный орган — Смешанная комиссия, основной задачей которой было решение торгово-экономических вопросов, и органы по работе с регионами на российской территории — деловые советы, которые позволили задействовать в работе более 150 турецких компаний. Шла речь о создании зоны свободной торговли.

Поскольку сотрудничество было взаимовыгодным, то создавались новые проекты по инвестициям в строительство нового газового трубопровода и хаба «Турецкий поток», пролегающего через территорию Турции, и атомной электростанции с вырабатываемой мощностью в 1,2 ГВт.

Проекты российских компаний в Турции

Ещё год назад в отношения Москвы и Анкары всё было хорошо, и Турция даже получила по некоторым видам торговых отношений преимущество в свете европейских санкций, введённых против России после присоединения Крыма. По заявлению советника Российско-турецкой бизнес-ассоциации Огуз Калайчи-оглы, турецкое государство получило новые возможности для инвестиций. В этом же направлении действовали и крупнейшие российские компании реализовали весьма выгодные для турок проекты:

  • Газпром построил «Голубой поток», благодаря которому Турция без посредников получала природный газ;
  • ЛУКОЙЛ владеет 5% турецких АЗС, топливо для которых поставляется с Сицилии;
  • Сбербанк приобрёл 99,85% акций крупнейшего турецкого DenizBank, позволив увеличить его доходность;
  • Магнитогорский металлургический комбинат в 2011 г. закончил строительство металлургического комплекса АНГЦ MMK-Atakas на двух площадках с мощностью 450 тыс. тонн оцинкованного проката ежегодно;
  • ГАЗ построил завод по производству грузовиков «ГАЗели-Некст», что позволило туркам освоить рынки не только юго-восточной Азии и Африки, но и выйти со своими предложениями в Европу.

Турецкий поток и атомная электростанция Аккую

Турецкий поток и атомная электростанция АккуюМежгосударственные отношения переживают кризис. Как в этот сложный период будут осуществляться те проекты, речь о которых шла выше: появится ли, например, Турецкий поток, ведь он очень важен для Турции как потенциальной страны-транзитёра газа в Европу, или атомная станция Аккую?

На настоящий момент все подобные крупные проекты оказались в зоне риска и, вероятно, если турецкая сторона не сделает шаг навстречу, о стратегическом партнёрстве придётся забыть на неопределённый срок или навсегда. Дело в том, что оба проекта попадают под сферу действия специальных мер, и переговоры по обоим проектам пока что прекращены, но окончательное решение будет принято «Газпромом» и «Росатомом» по заявлению главы Минэкономразвития господина Улюкаева. В конечном итоге, всё будет зависеть от того, в каком направлении будут развиваться события.

Сейчас проекты находятся в стадии заморозки, несмотря на то, что на проектирование атомной станции было уже потрачено около $100 млн при общей стоимости проекта с возведением пяти блоков в $20 млрд. Для турок строительство подобного объекта выполнялось на весьма выгодных условиях: уже через пять лет Турция могла бы получать не только дешёвую электроэнергию в большом объёме, но и новые рабочие места и подъём экономического и социального развития. Появление такой электростанции давало бы возможность Анкаре ежегодно экономить до 14 млрд на закупках природного газа.

Что касается «Турецкого потока», стоимость которого оценивается в $20 млрд, а мощность в 32 млрд куб.м. по четырём ниткам, не столь критична для России, а вот для Турции это упущенная возможность подъёма своего престижа в глазах Европы как надёжного государства-транзитёра столь необходимого для Запада природного газа.

Кроме того, сейчас порядка 14 млрд кубометров турки получают через транзит по территории Украины и Румынии, что не гарантирует стабильность поставок, тогда как при появлении «Турецкого потока» Анкара получила бы независимость от столь ненадёжных транзитёров как Украина. Этот проект России тоже был интересен до некоторой степени, но если он не будет осуществлён через Турцию, то газ пойдёт в Европу другим путём, турки же останутся без лёгких транзитных денег и без газа.

Зона свободной торговли между Россией и Турцией

Ещё полгода назад между Россией и Турцией готовилось соглашение о создании зоны свободной торговли, которая бы способствовала значительному ускорению и увеличению оборота в сфере услуг (транспортных, логистических, строительный, финансовых, туристических и пр.) и инвестиций. В рамках этого соглашения предусматривалась отмена таможенных пошлин и налогов, снижение административной нагрузки. Подписание такого договора сулило бы не только восстановление баланса в торговых отношениях с Россией и евроазийским сообществом, но и приток инвестиций в энергетический, строительный, судо- и машиностроительный сектора экономики Турции. В настоящий момент принято решение о приостановлении реализации инвестиционных проектов.

Прекращение военно-технического сотрудничества с Турцией

Последствием точно выверенных шагов со стороны Москвы в отношении Турции стало и прекращение военно-технического сотрудничества, которое и до известных событий не имело значительного объёма. В основном взаимоотношения в этой сфере ограничивались обменом делегациями, деталями, запчастями, комплектующими. На развитие более значимых отношений влияла принадлежность Турции организации NATO. Отсюда ориентация на боевую технику, принятую в странах североатлантического договора.

Тем не менее, Анкара охотно приобретала в России вооружение для жандармерии, комплекс «Корнет-Э», ударные вертолёты и бронетранспортёры плюс сервисные центры для обслуживания техники. Объёмы сотрудничества оценивались в несколько сотен миллионов долларов. Поскольку у обеих сторон отсутствует зависимость друг от друга в этом смысле, то разрыв отношений в сфере военно-технического сотрудничества — демонстрация Россией того, что она не желает поддерживать страну, осуществляющую поддержку терроризма.

Принятие Турции в ЕС под вопросом

В связи с тем, что Турция никак активно не проявляет себя в борьбе с террористической организацией ДАИШ, и даже, более того, появились факты, доказывающие причастность турецкого руководства к поддержке и спонсированию боевиков, на фоне террористической угрозы, явно ощущаемой в Европе, шансов на вступлению в ЕС у Анкары становится всё меньше. 3 декабря французский президент прямо заявил, что было бы ошибкой давать надежду туркам на вступление в Евросоюз. Сотрудничество и партнёрство — да, член Евросоюза — нет, — так можно резюмировать слова Николя Саркози.

Последствия

Любая агрессия, тем более немотивированная, должна быть пресечена. Нежелание Турции признать ошибкой такой стиль поведения привёл к тому, что российское правительство ввело запреты и ограничительные меры на целый ряд экономических отношений между странами. Так, например, с 1 января 2016 г. под запрет к ввозу в Россию попадёт часть сельхоз и промышленных товаров, будут запрещены или ограничены инвестиции в банковскую сферу, металлургический и топливно-энергетический секторы, автомобильную промышленность, будет запрещена деятельность турецких организаций на российской территории. С нового года нельзя будет принимать на работу турецких рабочих.

Товары, на которые не распространяется запрет, будут подвергаться более тщательному фитосанитарному контролю. Уже сейчас отменён безвизовый режим, приостановлены полёты чартеров в Турецкую республику, и турфирмы прекратили продажу путёвок в эту страну. Для повышения уровня безопасности россиян может быть введён запрет на вход в порты и воздушное пространство России.

Во что же обойдётся Турции акт агрессии? По отдельным оценкам республика может потерять от 0,4 до 1,6% своего ВВП, или до 12 миллиардов долларов. Наиболее суровые эксперты упоминают цифру в $20 млрд. Наиболее ощутимый удар получит туристический бизнес, а сейчас уже ощущается значительный спад экспорта в Россию почти на треть. Понятно, что не в интересах Анкары такие ответные шаги Москвы, но и признание своей вины пока что не последовало. Наверное, должно пройти время, чтобы Турция осознала глубину своего падения.

Смотрите видео-выпуск программы «Вести» о прекращении сотрудничества России и Турции:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *